психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Психология, статьи по психологии, часть 3

*Некоторые психологические статьи представлены не в полном объёме.

Психология, часть 3 | Психология дальше»

  1. Читать полностью: Особенности социализации современного подростка»»
    Д.В. ЯРЦЕВ
    Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка". Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса. Исходя из этого становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социально-экономических условий на процесс становления личности в подростковом возрасте [...]

  2. Читать полностью: Чувство вины у работающей женщины»»
    О. А. ГАВРИЛИЦА
    В современном обществе женщины - жены и матери - работают и учатся наравне с мужчинами, однако никто не отменял их традиционных обязанностей матери и хранительницы очага. Требования, которые предъявляют к женщине семья и работа, во многом противоречивы. На работе преобладает "этика индивидуализма", т. е. автономии и справедливости, дома - "этика заботы" с ее ценностями альтруизма, самопожертвования, служения ближним. Профессиональную деятельность можно рассматривать как "мужской мир", где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т. е. характерными маскулинными чертами. Для того чтобы быть успешной в таком мире, женщина должна имитировать мужское ролевое поведение и отказываться от свойственного ей феминного типа поведения. При совмещении семейных и внесемейных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог: женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям эмоциональный ущерб, что вынуждены доверить воспитание своих детей другим людям, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, что их брак страдает от всего этого, что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела, что они находятся в постоянном цейтноте [...]

  3. Читать полностью: Телефон доверия: Работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов»»
    А. Н. ЕЛИЗАРОВ
    Родительско-юношеские конфликты занимают значимое место в работе психолога-консультанта на Молодежном телефоне доверия. Обращения по поводу конфликтов между родителями и детьми составляют в совокупности 20% от общего числа обращений и занимают второе место после обращений по поводу эмоциональных отношений в разнополой диаде (25%). Эти данные совпадают с данными службы экстренной психологической помощи детям и подросткам, организованной Медико-психологическим центром “Гармония” в Санкт-Петербурге. И здесь конфликтные отношения с родителями занимают второе место после обращений по поводу “любовных отношений”. Отсюда следует, что выработка рекомендаций по работе с участниками этих конфликтов является важной и насущной задачей. По моим наблюдениям, консультанты Телефона доверия, особенно начинающие, испытывают наибольшие трудности при работе именно с этим классом явлений. Поскольку родители обращаются на Телефон доверия в связи с конфликтами со своими детьми ощутимо чаще (14% от общего числа обращений), автор поставил в фокус своих рекомендаций помощь именно этим людям. Статья имеет своей целью указать основные направления, в которых может развиваться консультирование родителей; естественно, что конкретную стратегию консультирования консультант должен выстраивать каждый раз сам в зависимости от особенностей конкретной ситуации [...]

  4. Читать полностью: Смысл и символ в проективном рисунке»»
    Т.В.Снегирева
    Рисунок “Моя семья” с его широкими и во многом еще неисчерпанными диагностическими и коррекционными возможностями все чаще используется в детской и семейной психотерапии. Как любая проективная техника, он обращен к тем содержаниям душевной деятельности, которые находятся не на “свету сознания”, будучи отчетливо представленными ему, а в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи и образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но тем не менее – полные смысла. Смягчение сознательного контроля и своего рода капитуляция всей “службы” Эго с его защитными механизмами – одна из важнейших предпосылок работы проективных техник. Находясь в подпороговом состоянии, эти содержания психического благодаря своей непроясненности, невыявленности, многозначности сопровождаются существенно меньшим напряжением, сравнительно с той его степенью, которую они способны вызвать, приближаясь к сознанию. Поэтому в символике и графической экспрессии рисунка выступает та неосознаваемая реальность, которая хотя и определяет самочувствие и поведение ребенка, будучи безотчетно воспринимаемой им, но не может быть выражена в слове [...]

  5. Читать полностью: Динамика формирования психофизических шкал у школьников»»
    И. В. АУГЕНБЕРГ
    В последнее время в психологии и психофизиологии среди методов исследования нашли широкое применение методы психофизического (субъективного) шкалирования. Эти методы (интервальные, методы группировки, оценки, кросс-модального подбора и т.п.) дают информацию о количественной связи между физическими параметрами сенсорных раздражителей и соответствующими им субъективными (психическими) величинами (ощущением и восприятием). Ввиду невозможности непосредственного измерения психических величин, ряд методов психофизического шкалирования предусматривает использование численной шкалы для их внешнего выражения. Например, метод оценки величины, который использовался в настоящей работе, состоит в непосредственной численной оценке определенного параметра стимула (длины, веса, размера и т.п.). Оценка может даваться испытуемым как в абсолютным единицах, например сантиметрах, миллиметрах, так и в относительных единицах (при условии предъявления некоторого стандарта). Многочисленными исследованиями было установлено, что между физической величиной стимула S и ее субъективной (численной) оценкой R существует степенная (или двойная логарифмическая) связь типа [...]

  6. Читать полностью: Антропологический принцип в психологии развития»»
    В. И. СЛОБОДЧИКОВ, Е. И. ИСАЕВ
    Данная статья написана по материалам обсуждения нашего доклада на Эльконинских чтениях 2—3 марта 1998 г. под председательством В. В. Давыдова, который высказал пожелание о срочной публикации этих материалов. В ходе дискуссии Василий Васильевич сформулировал одну из наиболее острых проблем психологии в современной социокультурной ситуации: как возможно саморазвитие человека, обретение им, говоря словами А. С. Пушкина, способности к самостоянию? И далее особо подчеркнул, что без специального философско-логического анализа категории «развитие» невозможно не только решать эту проблему, но даже приступить к ее постановке. Надеемся, что наша статья станет началом большого разговора на страницах журнала по актуальным проблемам психологии развития [...]

  7. Читать полностью: Особенности половой идентичности подростков»»
    И.В. Романов
    Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к неким образам-эталонам пола. Показано, что низкая дифференцированность половых эталонов снижает влияние половой идентичности как механизма, влияющего на поведение, выбор ценностей и т.д. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3—5 лет, а второй — на подростковый возраст. Однако при анализе литературы обращают на себя внимания некоторые моменты, проработка которых явно недостаточна [...]

  8. Читать полностью: Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности»»
    Е.Н. ИСПОЛАТОВА, Т.П. НИКОЛАЕВА
    Обобщение психотерапевтической практики показывает распространенность состояний, которые можно определить как переживание эмоциональной депривации. Личные психологические проблемы и затруднения клиента, как правило, не просто проецируются на его отношения с окружающими, но и выражают суть этих отношений. По нашему мнению, это положение, вероятно в силу своей очевидности, в практике психотерапии и психокоррекции используется недостаточно. Нас заинтересовали возможности нетрадиционного использования метода анализа ранних воспоминаний А. Адлера как диагностического средства определения проблемных состояний клиента, связанных с нарушениями отношений с близкими людьми, и терапевтической процедуры, направленной на их ослабление и преодоление. В настоящей статье данный метод анализируется как средство сбора информации об указанных состояниях. Отношения личности, являясь обобщенным результатом субъективно переживаемого опыта общения с окружающими, значимыми людьми, образуют основу соответствующих личностных структур. Они проявляются в типичных способах межличностного взаимодействия, регулируют привычные формы поведения, трансформируются в индивидуально-своеобразные видение мира и мироощущения, определяя в конечном счете представления о прошлом и будущем, а также о жизненных трудностях и способах их преодоления [...]

  9. Читать полностью: Природа человека в концепции А. Маслоу»»
    А.А. ПИСКОППЕЛЬ
    "Психология бытия" (Toward a psychology of being) - своего рода завещание, венец всего творчества А. Маслоу и в то же время произведение, не столько подводящее итоги научной деятельности автора, сколько содержащее его надежды и упования на то, что его детищу - психологии развития и самоактуализации (гуманистической психологии) - предстоит стать не просто одним из направлений современной психологии, а синтезом всех других ее направлений и, следовательно, просто психологией как таковой. "Эта книга, - писал он в предисловии, - является предвестником будущей работы по созданию всеобъемлющей, систематизированной и эмпирически обоснованной общей психологии и философии, способной постичь как высоты, так и глубины человеческой природы". Другими словами, она рассказ не столько о том, что было сделано, сколько о том, что еще только предстоит сделать в психологии, - объемная и разносторонняя программа, полная утверждений, основанных на эмпирических исследованиях, отдельных данных, личных наблюдениях, теоретической дедукции и чистой интуиции [...]

  10. Читать полностью: Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания»»
    Т.М. БУЯКАС, О.Г. ЗЕВИНА
    В центре нашего внимания стоит подход к человеку, согласно которому человек никогда не совпадает с самим собой, со своей наличностью; пока жив, он живет тем, что еще не сказал своего последнего слова, и всегда ценностно предстоит себе (М.М. Бахтин). Иначе говоря, в своей работе мы нацелены на исследование процессов личностного и духовного развития человека. В традициях культурно-исторического подхода, в рамках которого выполнена данная работа, источник развития помещен не в самом человеке, а вынесен вовне - в культурно-исторический опыт. Этот опыт зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного сознания, многообразную символику и мифологию, произведения искусства, тексты и т.д., и т.п. В процессе взаимодействия с ними человек овладевает собственными психическими процессами и развивается. Такая обусловленность человеческого развития объектами культуры позволяет рассматривать их как психологические органы, или орудия развития. Эти орудия-органы М.К. Мамардашвили называет амплификаторами, или "машинами рождения". Действительно, они не просто дают нам некоторое представление о мире, а порождают в нас новый личностный опыт, определенные состояния и качества, которых без нашего взаимодействия с ними не было и быть не могло. Посредством этих органов мы видим то, чего не видим глазами, читаем свой опыт: реконструируем действительный смысл своих ощущений и состояний, строим свое понимание, собираем себя - не рассеиваемся, не распадаемся так, как распадались бы, предоставленные самим себе, и т.д., и т.п. Так, переводом сознания в другой, избыточный и более интенсивный регистр жизни, осуществляется процесс личностного и духовного развития человека [...]



Психология, часть 3 | Психология дальше»

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые