психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Психология, статьи по психологии, часть 5

*Некоторые психологические статьи представлены не в полном объёме.

Психология, часть 5 |

  1. Читать полностью: Время реакций и интеллект почему они связаны (о дискриминативной способности мозга)»»
    И.И.ЧУПРИКОВА
    Имеется много данных о связи времени реакций (ВР) человека с показателями тестов интеллекта. Большая сводка этих данных приведена в статье Г.Ю. Айзенка и отчасти в нашей работе. В той же работе был кратко изложен иной, чем у Г.Ю. Айзенка, подход к пониманию причин связи ВР и интеллекта. Опубликованная в русском переводе обобщающая статья Г.Ю. Айзенка с достаточно развернутым изложением понимания природы «биологического» интеллекта, под понятие которого подпадает ВР, и его связи с «психометрическим» и «социальным» интеллектом, несомненно, привлечет внимание и, вероятно, вызовет немалые дискуссии. Это определяется фундаментальностью поднятых в ней на основе новых фактов «вечных» вопросов о соотношении природного и приобретенного в психике человека. В порядке дискуссии мы хотим более развернуто сопоставить отличие нашего подхода к проблеме (и привести фактические аргументы в его пользу) от подхода Г.Ю. Айзенка [...]

  2. Читать полностью: Оценочный аспект конфликтной речи»»
    Т. Н. УШАКОБА, В. В. ЛАТЫНОВ
    Тема конфликта заняла в наши дни видное место в психологической науке. Это связано, во-первых, с тем, что психология откликается на острые вопросы современности, реагируя на социальную ситуацию, наполненную столкновением противоречивых интересов групп людей и отдельных индивидов. Здесь наука как бы проявляет свою альтруистическую тенденцию, стремится быть полезной действительности, предлагая способы ее анализа, рекомендации к действиям. Есть и другая сторона в психологическом исследовании конфликта (эгоистическая): она основана на возможности использовать уникальный момент жизни (даже если он негативный), относиться к нему как удобному естественному эксперименту и извлекать из него фундаментальные знания (пример этому дает проведенное во время второй мировой войны исследование черепно-мозговых ранении в их влиянии на психологию человека) [...]

  3. Читать полностью: Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления»»
    Р. АТАХАНОВ
    В настоящее время имеется ряд исследований, объединенных стремлением к выявлению и описанию психологических характеристик разных типов мышления (эмпирического и теоретического) в русле концепции В. В. Давыдова. Ранние попытки такого рода были связаны с дифференцированием эмпирического и теоретического типов мышления. При этом критерием различения служило умение или неумение детей осуществлять содержательный анализ или рефлексию. В последующем были исследованы особенности содержательного анализа, планирования и рефлексии, которые составляют психологическое ядро теоретического мышления. Дальнейшие исследования по этой проблематике связаны с выявлением динамики развития теоретического мышления и с разработкой методик диагностики сформированности его компонентов [...]

  4. Читать полностью: Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности»»
    В.В. БЕЛОУС, Т.В. КОПАНЬ
    Проблема соотношения стимуляции и мотивации имеет давнюю историю и уходит своими корнями в механистический принцип Я – К. В дальнейшем обнаружилось, что человеческое поведение нельзя трактовать как идентичный слепок внешнего воздействия. Так, К.А. Абульханова-Славская убедительно показала, что “подсказка” (вспомогательная задача) срабатывает лишь тогда, когда испытуемый существенно погружается в решение основной задачи. Л.А. Венгер установил несоответствие между теоретической деятельностью дошкольников и возрастными особенностями детского интеллекта. Л.В. Мищенко выявила высокую общность в структурах интегральной индивидуальности у высокомотивированных студентов 1 курса разных профилей [...]

  5. Читать полностью: Темперамент в раннем возрасте: Родительские оценки поведения детей»»
    Е.Р. СЛОБОДСКАЯ
    Индивидуальные особенности проявляются с первых месяцев жизни: в одних и тех же условиях разные дети ведут себя неодинаково, причем отличительные черты поведения с постоянством проявляются в самых различных ситуациях. Именно этот устойчивый индивидуальный стиль поведения и называют темпераментом. Свойства темперамента имеют биологическую основу, однако “это не только генетически обусловленные характеристики поведения”, биологическая основа может быть в любом возрасте и не генетической природы. Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия между особенностями индивида и окружающей его среды. Исследования по генетике поведения показали, что помимо общепризнанного влияния среды существует и противоположно направленное влияние: индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента. Однояйцевые близнецы, например, живут в значительно более сходных условиях, чем разнояйцевые, а тем более – обычные братья и сестры. В целом влияние семейной среды усиливает генетические различия между детьми [...]

  6. Читать полностью: Проблемы исследования субъектной активности»»
    А.К. ОСНИЦКИЙ
    Преодолению ограниченности функционализма в отечественной психологии способствовали деятельностный подход к анализу активности человека и его психических функций, культурно-исторический подход к анализу формирования возможностей человека, его психики и подход с точки зрения социального опосредствования к анализу основных тенденций личностного развития. В рамках этих подходов зреют новые аспекты методологии исследования, новые методы анализа психической жизни человека; раскрываются механизмы функционирования психических явлений, наблюдаемых в повседневных и необычных условиях, а также механизмы, определяющие динамику и направленность психического развития. В числе этих механизмов важнейшее место занимают система саморегуляции деятельности и система структурирования субъектного опыта, определяющие, по нашему мнению, активную, целенаправленную и конструктивную позицию человека в повседневной жизнедеятельности и перспективе его развития. В практической жизни подобная позиция характеризует человека как самостоятельного и творческого [...]

  7. Читать полностью: Упражнения для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления»»
    Е.В. ЗАИКА
    В различных вариантах игрового тренинга познавательных процессов у школьников упор обычно делается на развитие вербального мышления. Это вполне правомерно, поскольку, во-первых, основная часть усваиваемого учебного материала представлена в вербальной форме и во-вторых, недостаточное развитие именно вербального мышления создает наибольшие трудности для усвоения учащимися школьной программы. Вместе с тем немалую роль в обучении играет и образно-пространственное мышление, особенно при усвоении знаний и умений по геометрии, географии и черчению, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует Полноценному усвоению учебного материала школьниками [...]

  8. Читать полностью: От классической к органической психологии»»
    В.П. ЗИНЧЕНКО
    Не так уж много событий, происходивших в науке XX в., будут волновать ученых в веке XXI. К числу таких событий с минимальным риском ошибиться можно отнести теории Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна и Ж. Пиаже, столетие которых отмечает психологический мир. Настоящая статья посвящена первому из них. Когда Л.С. Выготский формулировал тезис о зоне ближайшего развития, то едва ли предполагал (хотя, кто знает?), что его собственные представления о развитии выйдут далеко за пределы "зоны", о которой он размышлял и в которой ему выпало жить... Для психологической науки представления Л.С. Выготского о развитии это не прошлое, а все еще недостаточно понятое и освоенное настоящее. Говоря словами Л.С. Выготского, это для психологии "актуальное будущее поле". Моя внутренняя задача, которая занимает меня последние годы, состоит в продолжении работы по пониманию идей Л.С. Выготского. Я иду вслед за моими учителями П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным учениками, соратниками, последователями Л.С. Выготского, которые все равно возвращались к нему, как бы далеко от него ни уходили. Естественно, что ответственность за свое понимание несу я сам, а не они [...]

  9. Читать полностью: Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского»»
    В.В. ДАВЫДОВ
    При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности. Известно, что некоторые наши психологи отрицают наличие такого основания, т.е. наличие у самого Л.С. Выготского понятия деятельности (если первичной ее формой считать практическую, чувственную деятельность). Так, А.В. Брушлинский пишет, что для позднего Л.С. Выготского (как, впрочем, и для Э. Дюркгейма, Л.Леви-Брюля, раннего Ж.Пиаже и других) характерно понимание "социальности лишь как взаимодействия сознаний людей, их идеологии и т.д. без должного учета исходной практической, чувственной основы этого взаимодействия, необходимой и первичной для развития речи, знаков и т.д.". Аналогичную мысль высказывает М.Г.Ярошевский: "...Ему [Л.С. Выготскому] приписывали создание теории деятельности, которой у него не было и в помине". На наш взгляд, эти положения не соответствуют реальной истории школы Л.С. Выготского. Рассмотрим основные периоды ее становления, связанные с появлением в ее категориальном аппарате именно понятия деятельности как подлинного основания соответствующей теории [...]

  10. Читать полностью: Методологический смысл психологического схизиса»»
    Ф.Е. ВАСИЛЮК
    В данной статье мы надеемся показать, что наиболее актуальными и целительными для нашей психологии являются психотехнические исследования, что их значение вовсе не сводится к разработке эффективных методов и приемов влияния на человеческое сознание, но состоит прежде всего в выработке общепсихологической методологии. Методологическая миссия психотехники определяется не только внешними факторами - массовым распространением психологических практик, социальным заказом, но и внутренними тенденциями самой психологической науки. Последнее кажется особенно важным - убедиться, что психотехника есть не просто частная прикладная дисциплина, но общепсихологическая методология, причем методология, не навязанная извне обстоятельствами, а "генетически" заложенная в отечественной психологии. Наступило время, когда эта программа начала реализовываться. Попытаться расшифровать ее генетический код, проследить пути ее развертывания - вот задача статьи [...]



Психология, часть 5 |

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые